top of page
  • Easy Fix

Что делать, если гитаре снесло голову полетом из окна? Ремонт грифа Framus.

Это одна из тех историй, когда происходит что-то ужасное, и внутри все сжимается. Ты подбегаешь к окну и видишь как любимый Framus летит из него к земле. И все как в замедленной съемке…

Хорошо, что Framus делают свои грифы из овангкола — очень плотного, прочного и твердого дерева, ведь краснушные гибсоны выглядят так же просто после падения со стойки. Материал позволил предотвратить фатальные повреждения.

Клиент из другого города прислал гриф вот в таком состоянии, с бесследно исчезнувшим куском дерева. Делать из грифа эпоксидную стол-реку нам не хотелось, потому приняли решение клонировать голову и установить ее на место старой.

Гриф на столе станка, рядом заготовка овангкола.

Такие истории обычно начинаются с поездки на склад экзотической древесины и перекидывания целого паллета тяжелого овангкола в поисках одного подходящего кусочка.

После овангкола закупаемся натуральным перламутром для изготовления инкрустаций на голове. Заказывать нужно с запасом, и выбирать из партии наиболее равномерные по толщине кусочки.

Вот такие пластинки приезжают.

После подбора пластинок закупаемся картоном и вымачивая его в специальной эпоксидке, превращая его в микарту. ИННОВАЦИОННЫЙ СУПЕР-ПУПЕР МАТЕРИАЛ, ДАЮЩИЙ НЕВЕРОЯТНЫЕ ОБЕРТОНА (с) (нет, просто бумага со смолой), который использует большое количество производителей в качестве заготовок для шпона на голове и накладок на грифе. Материал получается дешевле дерева, меньше реагирует на изменения влажности и хорошо обрабатывается на станках. Поскольку оригинальный шпон на фрамусе из него, мы делаем так же.

После наступает время многочасового моделирования новой головы из ничего. Конечно же, никаких 3-д моделей головы в интернетах не существует, потому мы сканируем эту, обрисовываем ее и вставляем в программу 3-д моделирования Autodesk Fusion.

Виртуальная голова фрамуса.


Первым на станке вырезается шпон, чтобы сопоставить его с размерами реальной головы, затем модель и программа корректируются. Таких итераций было 3 и кончилась почти вся заготовленная микарта. Как только требуемая точность модели достигнута, можно вырезать саму голову, которая «надстраивается» в модели по контуру примеряемого шпона.


Заготовки шпона и оригинальная голова.

На фото последняя итерация шпона уже инкрустирована вырезанным перламутром. Он точно так же обрабатывается на чпу по отрисованной модели, и фрезеруется из заготовленных кусочков с последующей микроподгонкой под шпон.

Перламутр вклеивается в шпон.

После косметических манипуляций со шпоном вырезаем окончательную заготовку головы, попутно морщась от прекрасного (нет) запаха овангкола. Разумеется, отфрезеровать на чпу двухстороннюю 3-д заготовку — не новичковая задача, но имея опыт каждодневной двухторонней фрезеровки гитарных корпусов, выполнимая.

Да, В промежуточных этапах все выглядит не так уж привлекательно. Иногда вам вообще лучше не видеть, что происходит в промежутке — а то волосы на одном месте будут шевелиться.

Рабочий процесс и неудачный клон головы рядом.

Разумеется, серийник тоже необходимо скопировать на новую голову.

Почти 100% клон

Шпон приклеивается на заготовку клона.

Далее наступает очередь уничтожения разлохмаченного участка на самом грифе. Для этого он устанавливается в специально подготовленный шаблон и фрезеруется по хитрой программе, чтобы не задеть анкерный стержень.

Фрезеруем гриф в специализированной оснастке (собрали из того, что рядом лежало)

Притираем гриф к голове, устанавливаем внутрь усиливающие стальные стержни, чтобы предотвратить сдвиг двух торцев друг относительно друга и склеиваем гриф и голову. Очень удобно, что анкер здесь компрессионный и с помощью него можно было поджать заготовки друг к другу дополнительным усилием.

После наступает очередь рашпиля и абразивов, чтобы придать заготовке плавную форму и сделать волюту (утолщение) на голове.

Далее ручное замешивание нескольких морилок, чтобы попасть в родной цвет, и покрытие задней поверхности грифа маслом, а передней матовым лаком. Конечно же, хотелось бы еще фоток — но, как всегда водится, ты увлекаешься процессом и забываешь снимать.

Готовый гриф



Новый костяной порог


Серийник специально не стали прокрашивать для лучшей читаемости.

Разумеется, любой специалист при взгляде на инструмент узнает, что здесь был ремонт головы, но осознание того, что это новая голова придет не сразу.

Ремонт получился чрезвычайно интересным, а результат прекрасно демонстрирует возможности Easy Fix. Да, такие вещи не делаются быстро и стоят дорого, но история ценна как для владельца инструмента, так и для нас, а совмещение творческого и инженерного подхода является чрезвычайно приятным и олицетворяет весь подход мастерской и каждого ее члена к общему делу.


309 просмотров0 комментариев
bottom of page